Истории о вампирах, очевидно, имеют реальную подоплеку. Как иначе объяснить неугасающий интерес к этим загадочным созданиям? Сегодня некоторые ученые взяли на себя смелость утверждать: вампиры существуют! Однако человечеству пора перестать воспринимать этих существ как отродье сатаны. Вампиризм, по мнению ученых, всего лишь проявление генной болезни - порфирии, которая поддается лечению.
Уже успешно завершена серия экспериментов с ДНК некоторых видов рыб и мышей: врожденная порфирия будет корректироваться, а приобретенную будут лечить новейшими средствами, так что болезнь можно будет блокировать на ранних стадиях, когда она ничем не отличается от сотни подобных патологий крови.
Практически по всем симптомам больной, страдающий от запущенной формы порфирии, - типичный вампир! Что же такое порфирия? Вот определение из медицинского справочника: "Порфириновая болезнь, порфирия - наследственное нарушение пигментного обмена с повышенным содержанием порфиринов в крови и тканях и усиленным их выделением с мочой и калом. Проявляется фотодерматозом, гемолитическими кризами, желудочно-кишечными и нервно-психическими расстройствами". О том, что скрывается за этими сухими и не очень-то понятными словами, станет ясно чуть позже, а пока следует отметить, что, прежде чем эту болезнь классифицировали как болезнь, с ее жертвами на протяжении веков беспощадно боролись как с вурдалаками.
Традиционная медицина до сих пор отказывается связывать мифологию с порфирией, однако нашлись два отважных доктора, не побоявшийся открыто заявить об этом. О связи порфирии с вампиризмом впервые заявил доктор Ли Иллис из Великобритании. В 1963 году он представил в Королевское медицинское общество монографию "О порфирии и этиологии оборотней", которая содержала очень подробный обзор исторических описаний оборотней-кровопийц в сопоставлении с симптоматикой порфирии.
Оказывается, врачам на сегодняшний день о порфирии известно немало. Считается, что этой редкой формой генной патологии страдает один человек из 200 тысяч (по другим данным, из 100 тысяч). В медицине описано около 100 случаев острой врожденной порфирии, когда болезнь была неизлечима. Болезнь характеризуется тем, что организм не может произвести основной компонент крови - красные тельца, что в свою очередь отражается на дефиците кислорода и железа в крови. В крови и тканях нарушается пигментный обмен, и под воздействием солнечного ультрафиолетового излучения или ультрафиолетовых лучей начинается распад гемоглобина. Небелковая часть гемоглобина - гем - превращается в токсичное вещество, которое разъедает подкожные ткани. Кожа приобретает коричневый оттенок, становится все тоньше и от воздействия солнечного света лопается, поэтому у пациентов-"вампиров" со временем она покрывается шрамами и язвами. Язвы и воспаления повреждают хрящи - нос и уши, деформируя их. Вкупе с покрытыми язвами веками и скрученными пальцами, это невероятно обезображивает человека.
Больным противопоказан солнечный свет, который приносит им невыносимые страдания. Более того, в процессе болезни деформируются сухожилия, что в крайних проявлениях приводит к скручиванию пальцев. Кожа вокруг губ*и десен высыхает и становится жестче, в результате резцы обнажаются до десен, создавая эффект оскала. Еще один симптом - отложение порфирина на зубах, которые могут становиться фасными или красновато-коричневыми. Кроме того, у пациентов сильно бледнеет кожа, в дневное время они ощущают упадок сил и вялость, которая сменяется более подвижным образом жизни в ночное время. Надо повторить, что все эти симптомы характерны только для поздних этапов болезни, кроме того, существует множество других, менее ужасающих ее форм. Как уже писалось выше, болезнь была практически неизлечима вплоть до второй половины XX века.
Несмотря на то что порфирия - не психическая болезнь, она крайне разрушительно сказывается на психике. Да и вообще может довести человека до самоубийства. Ли Иллис считал, что все больные порфирией страдают разными формами психических отклонений - от легкой истерии до маниакально-депрессивного психоза и исступленного бреда, что, естественно, не могло не повергать в ужас и сеять панику среди случайных свидетелей. "Острая перемежающаяся порфирия (ОПП) является самой тяжелой и опасной из всех форм порфирии из-за выраженных неврологических осложнений", - говорится в "Неврологическом журнале". Там же описываются все клинические признаки тяжёлого случая порфирии у женщины 34 лет. Итак, главный вывод: вампирами не становятся, вампирами рождаются.
Наиболее часто порфирия встречалась в Средние века в Швеции и Швейцарии, и здесь, скорее всего, и зародился миф о вампирах. С этой болезнью также хорошо знакомы во всей остальной Европе, особенно в королевских династиях. Об этом пишет в своей книге "Викторианцы" (вышла в 2002 г.) историк Эндрю Уилсон. Вплоть до царствования знаменитой королевы Виктории (1819 - 1901) в британской королевской семье свирепствовала наследственная порфирия. Именно она стала причиной сумасшествия короля Георга III, который был дедом Виктории.
В октябре 1788 г. Георг испытал первый серьезный приступ безумия, что послужило поводом к острой политической борьбе вокруг вопроса о регентстве: регент принц Уэльский конфликтовал с отцом. Приступы безумия повторялись в 1801 г., 1804 г. и 1810 г.; с 1811 года состояние короля не улучшалось, а в 1808 г. он к тому же еще и ослеп. Современные исследователи утверждают, что причиной безумия Георга III явилась порфириновая болезнь - редкое заболевание, связанное с нарушением обмена веществ. Умер Георг III 29 января 1820 года.
Отец неизбежно должен был передать Виктории эту болезнь, но не передал. Может быть, он и не был ее отцом? Кто же тогда ее отец?.. Уилсон считает, что какой-то из любовников ее матери, поэтому болезнь и покинула стены королевского дворца. Этот пример показывает, что "вампирская болезнь" может проявлять себя по-разному, в зависимости от ее тяжести. Естественно, что, если в королевской фамилии появлялись люди с признаками тяжелой порфирии, когда она вела не только к сумасшествию, но и к отвратительным изменениям во внешности, эти случаи тщательно скрывались. Возможно, материалы о них хранятся в тайных королевских архивах, но мы вряд ли это узнаем.
Откуда ноги растут?
Человек насыщен пигментами, так называемыми порфиринами. Они входят, например, в состав крови - в гемоглобин, делающий ее красной. У больных естественная циркуляция порфиринов нарушается. Они скапливаются под кожей и под действием солнечного света приобретают разрушительную силу. Начинают выделять ядовитый атомарный кислород, который буквально разъедает окружающие ткани. Черты лица могут исказиться до неузнаваемости, сделаться пугающими. Люди прячутся от света и выходят на улицу только по ночам. Вполне возможно, что некоторые больные пили кровь. Но не с дьявольской целью, а как лекарство. Они интуитивно чувствовали, что нужно восполнить потерю гемоглобина. А прежде его можно было добыть только из человеческой крови, непосредственно ее употребляя. Это облегчало страдания. Но сегодня все это излишне, так как гемоглобин продается в аптеках.
Несколько слов по поводу сомнений о генетической природе вампиризма. Дело в том, что центр РАМН зафиксировал два случая заражения. Один - в Воронеже у мальчика семи лет, другой - в Нижнем Тагиле у взрослой женщины. А чисто генетическим дефектом заразиться невозможно. Поэтому остаются подозрения, что существует вирус, вызывающий заболевание. Мы его ищем...
Почему жертвы Дракулы умирали?
...В середине 80-х годов XX века профессор Уэйн Тикканен поддержал Ли Иллиса, заявив, что ему удалось разгадать тайну природы вампиров. "В основе всех европейских мифов о вампирах и оборотнях, - считает профессор, - лежат реальные события". По его мнению, в преданиях, обросших неправдоподобными деталями и всякой чертовщиной, лежат судьбы людей, страдавших так называемой порфириновой болезнью в очень тяжелой форме. Порфирия - заболевание наследственное и, как считает Тикканен, чаще всего возникает в результате кровосмешения между близкими родственниками. Поэтому обычно "вампиры" появлялись в уголках, удаленных от цивилизации, где проживали люди с варварским жизненным укладом. Причем, как показывает современная статистика, если порфирия зафиксирована у одного из родителей, то в 25% случаев ею заболевает и ребенок. Как мы видели, это происходит и не только в глухих городках, но и в самых что ни на есть центрах цивилизации. Но главное, профессор Тикканен с коллегами установил, что, хотя до конца это заболевание еще не изучено, тем не менее "вампиризм" поддается лечению. Превратить "вампира" в нормального человека можно с помощью химиотерапии и частых переливаний крови.
Вроде бы все стало, ясно, но почему же тогда продолжает существовать вера в истинных, то есть кровососущих вампиров? Почему она так устойчива? Ответа пока нет. Но есть любопытные высказывания и факты, которые наводят на размышления.
Так, один из умнейших людей своего времени, философ, идейный предтеча Французской революции Жан-Жак Руссо безоговорочно верил в существование вампиров. Он писал: "Если существовала когда-нибудь на свете история, за которую можно поручиться, и снабженная доказательствами, это история вампиров; здесь ничего не упущено: официальные донесения, свидетельства уважаемых людей - врачей, священников, судей; полная очевидность".
В апреле 2001 года таджикскими органами правопорядка был арестован 22-летний житель Душанбе Тоир Хамидов по обвинению в... убийствах с "элементами вампиризма". После того как жертва местного Дракулы умирала от избиения, молодой человек сливал в стакан кровь убиенного и оставлял его себе на ужин - такими деталями своих преступлений поделился с милицией сам вампир. Свои поступки Хамидов объяснил тем, что им руководили силы зла.
Антивампирская аптечка
Еще в XIX веке страх перед вампирами был настолько велик, что для борьбы с ними народ обзаводился специальными переносными наборами. Одна из таких антивампирских аптечек недавно была продана на аукционе "Файн энд Ко" в штате Орегон (США) за 12000 долларов. Изящный саквояж, изготовленный в 1880 году, содержит: складное распятие из слоновой кости, серебряные пули и формочку для их отливки, осиновый кол, чесночный порошок, пузырек с антивампирской сывороткой и баночку с порохом. Серебряными пулями надо стрелять в вампиров - только такими их можно "завалить". Осиновый кол надо вбивать в тело поверженного вампира, чтобы его душа не переселилась в кого-нибудь еще. Противовампирскую сыворотку следует принимать внутрь, будучи укушенным, чтобы самому не стать вампиром. Чесночным порошком посыпают помещение, поскольку его запах отваживает кровососов. По словам руководителя аукционной кампании Стефани Нисонг Райэн, страх перед потомками Дракулы возрождается. Желающих купить антивампирские аптечки становится все больше и больше. На проданный саквояж претендовали 10 человек...
"Евангелие от Ламии" иногда неслучайно называют Библией вампиров. Вот отрывок из нее: "И выбрали они самую прекрасную девушку деревни и оставили ее там, где Он сказал, и когда ночь спустилась над миром и волки пели Песнь Охоты, пришел Познавший Кровь, и снял он с нее одежды и овладел ее девственным телом и пил Он ее кровь и рвал острыми, как бритвы ногтями ее белоснежную кожу, острыми клыками жевал ее еще бьющееся сердце, и крики ее разносились над тем местом, где когда-то поклонялись Древнему Ужасу, и услышал спящий глубоко под землей Зверь крики и почувствовал просочившуюся сквозь землю кровь девушки лишенной девственности страшным и древним обрядом, и проснулся Зверь и поднялся, вздыбив землю под свет Ночного Солнца. И оторвался Познавший Кровь от окровавленного куска мяса, бывшего когда-то самой прекрасной девушкой этой местности и пошел навстречу Древнему Зверю, и улыбался он, и от этой улыбки вяли листья и цветы, и неведомые бездны смотрели из его глаз. И сразился он со Зверем, и разразилась в ту ночь страшная гроза, и поднялся ветер, перешедший потом в смерч, что выламывал деревья с корнем и в центре этого вихря бился Познавший Кровь с Древним Зверем, и повалил он Зверя, и стал пить его кровь, насыщаясь неведомой мощью. Отгремела гроза, наступил день, и ушел Познавший Кровь, став еще могущественней, а истерзанный труп девушки получил новую жизнь, так как в нем было семя, Познавшего Кровь, и превратилась она в кошмарную тварь, что еще долго пила кровь окрестных людей. Евангелие от Ламии (гл. 6, ст. 7:4).