Тайна «Колосса Родосского»
Обзор: Колосс Родосский - последнее из семи чудес света, созданных мастерами Древнего мира, - просуществовал всего полвека. Это символ человеческой гордыни и благодарности, величайшее во всех смыслах произведение античного искусства, о котором мы почти ничего не знаем достоверно.
|
|
Рейтинг: 10 - количество голосов за статью
Публикация:
11.11.2010,
в категории "Непознанное и духовное развитие"
Просмотр: эта статья прочитана 3480 раз
Location: Ukraine
Колосс Родосский - последнее из семи чудес света, созданных мастерами Древнего мира, - просуществовал всего полвека. Это символ человеческой гордыни и благодарности, величайшее во всех смыслах произведение античного искусства, о котором мы почти ничего не знаем достоверно. Согласно мифам, древнегреческие боги всегда отличались поистине человеческой уязвимостью. Одни страдали от физических увечий, другие - от психологических комплексов, третьи никак не могли определиться в семейной жизни. И это при том, что они оставались богами, наделенными бессмертием и могуществом. Так было и с богом Солнца - Гелиосом. Казалось бы, и ликом прекрасен, и отцом Зевсом любим, и на небе чувствует себя вольготно. Но вот чего у него не было - это резиденции на земле. А олимпийским богам без этого нельзя. Недолго думая, Гелиос вынес на руках кусок суши из морской пучины, создав, таким образом, остров, которому дал название Родос. С тех пор жители острова поклонялись Гелиосу, считали его своим защитником.
Надо сказать, покровителем Гелиос оказался хорошим. Мало того, что поставил остров в замечательном месте Эгейского моря - на пересечении морских торговых путей, обеспечив ему тем самым процветание, - так и от врагов охранял на протяжении многих лет. Благодаря античным историкам до наших дней дошло описание осады острова Деметрием I Полиоркетом. Это случилось в 305 году до н. э. Распавшуюся державу Македонского терзали междоусобные войны. Остров Родос в ту пору контролировал египетский царь Птолемей - тоже отпрыск великого завоевателя. Но пока он занимался проблемами на континенте, на остров высадилась сорокатысячная армия Деметрия. Это была не просто собранная на скорую руку банда, а профессиональное войско, оснащенное по последнему слову техники. К стенам столицы Родоса стянули огромное количество разнообразных осадных орудий. Особенно грозной была гелеополида - осадная башня с таранами, перекидным мостом, катапультами и площадками для десанта. Гелеополиду, обитую железом, приводили в движение 3400 воинов.
Но взять город Деметрий не смог. По легенде, сам Гелиос, возмутившись тем, что творят захватчики на его острове, явился во всей своей мощи перед вражеским войском и ослепил солдат. Историки же считают, что причина успеха защитников острова - в хорошо организованной обороне. А вскоре к Родосу подошел флот Птолемея, и Деметрий спешно ретировался вместе со всем войском, побросав свои хитроумные осадные орудия. Предприимчивые граждане Родоса, которым нападать было попросту не на кого, продали их вместе со знаменитой гелеополидой неизвестным купцам за баснословные по тем временам деньги. И вырученную сумму они решили использовать на благое дело - отблагодарить своего небесного покровителя. Так и родился Родосский Колосс. Доверить столь масштабный проект родосцы решили Харесу - ученику знаменитого в те времена скульптора Лисиппа. Подрядчик взялся за дело основательно, составил смету на 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно, около 13 и 8 тонн). В течение следующих двенадцати лет, что шло строительство, жители и гости острова видели лишь растущий холм земли и снующих туда-сюда рабов. Недовольство заказчиков росло день ото дня, и многие всерьёз подумывали о том, что скульптор хочет всех обмануть и скрыться с деньгами.
Но пришло время, когда Харес объявил свою работу законченной. Ночью, под покровом темноты, рабочие срыли холм до основания. А утром, в первых лучах солнца, изумленным родосцам предстал Колосс. Это была 36-метро-вая бронзовая скульптура, изображающая обнаженного юношу. С лучистой короной на голове и плащом в левой руке, он представлял собой Гелиоса - покровителя острова. Отполированная статуя сияла на солнце, а постамент из белого мрамора создавал впечатление ее невесомости. Колосс если и не парил в воздухе, то вот-вот мог оторваться от земли. Конечно, изваяние было лишь облицовано бронзой. Изнутри оно состояло из глины, армированной стальными прутьями. Устойчивости ему придавали три точки опоры - помимо ног Колосс опирался еще и на бронзовый плащ, столь легкий с виду. Благодаря тому, что юноша, напряженно всматриваясь вдаль, слегка отклонился назад, центр тяжести был выбран идеально.
Творение Хареса по праву можно считать чудом. Никто до него не использовал подобные инженерные решения, зато человечество пользуется ими до сих пор - и не только в скульптурном деле, но и в строительстве небоскребов. Весть о Родосском Колоссе разнеслась стремительно. Многие специально проделывали огромный путь, чтобы посмотреть на него. Благо, видно было бронзового Гелиоса даже с соседних островов. Но, может быть, потому, что он опередил свое время, век его был недолгим. В 222 году до н.э. разрушительное землетрясение уничтожило многие памятники античных цивилизаций - в том числе и Родосский Колосс. Как только улеглась пыль, поднявшаяся после землетрясения, уцелевшие жители острова увидели поверженного бронзового юношу, лежавшего на земле у своего постамента. А на глыбе из белого мрамора остались лишь гигантские ступни. Колени исполина не выдержали нагрузки, и статуя потеряла равновесие. Именно отсюда пошла фраза «Колосс на глиняных ногах». Неоднократно жители Родоса, их сердобольные соседи и менявшиеся время от времени правители пытались восстановить статую. Египетский царь присылал своих лучших скульпторов и строителей. Но все было тщетно. Возможно, если бы Харес тогда был еще жив, он бы и придумал, как спасти свое творение.
Поверженный Колосс пролежал больше тысячи лет. Но даже в таком виде он поражал своими размерами. Римский историк Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец статуи! Со временем история стала обрастать небылицами. Каждый, видевший статую, пытался преувеличить ее масштаб, а те, кто о ней только слышал, и вовсе безбожно врали. Вначале размеры выросли с 36 до 200 метров. Потом появился миф о том, что возвышался Родосский Колосс над входом в гавань, а ноги его стояли на ее противоположных берегах, и между ними проплывали корабли даже с самыми высокими мачтами. Если учесть, что ширина гавани составляет около 400 метров, можно представить размеры вымышленного исполина. Высочайшие небоскребы современности едва ли дотягивают до этой высоты.
История поверженного Колосса печальна. В 977 году уже нашей эры арабы продали статую неизвестному купцу как металлолом. Тот расчленил колосса, погрузил железо и бронзу на 900 верблюдов и увез на переплавку. Так от великолепного изваяния Гелиоса осталась лишь гора глины, которую смыли в море обильные в тот год дожди. Впрочем, самому богу Солнца на тот момент уже давно не поклонялись, и отомстить за кощунство было некому. Адепты новых верований не особо церемонились с памятниками языческой древности. Их принципом было: прах - к праху. Так бы и закончилась эта печальная история. Но несколько лет назад археологи нашли на дне Эгейского моря нечто, напоминающее кисть руки исполинской статуи, причём как раз рядом с входом в Родосскую гавань. Так, может быть, у легенды о Колоссе есть продолжение, и Гелиос вернётся на благословенный им остров?