Страх, скажите Вы - простая естественная защитная функция организма. И это совсем не так. Все говорят, что любовь самое сильное чувство, но это не так. Ведь мы и любовь боимся потерять. Возможно оно одно из самых сильных красивых чувств, но никак не самое сильное. Страх вертит людьми, как и судьба. Нам страшно и мы стараемся сделать всё, чтобы избавиться от страха, делая, иногда, очень невероятные и неестественные вещи.
Страх – это самое сильное чувство на Земле. Испытывая его человек, может лишиться зрения, слуха, не говоря уже о сознании его помрачения в прямом смысле слова.
Страх даёт нам силы, страх помогает нам разобраться в чём-то и собирает наши мысли воедино. Однако порой он становится навязчивым и мешает жить, превращаясь в фобию. Фобии возникают не сразу - они формируются исподволь, когда негативный опыт подтверждается и закрепляется, расширяясь и включая в категорию "опасных" всё больше объектов.
В качестве примера можно привести арахнофобию - боязнь пауков, которая постепенно приводит к страху перед насекомыми, неясными пушистыми предметами и простыми черными пятнами на стенах или полу.
Автофобия - боязнь одиночества.
Агорафобия - опасение открытых площадей или толп.
Акрофобия - страх высоты.
Антропофобия - страх перед людьми или обществом.
Антрофобия - опасение цветов (растительности).
Арахнофобия - боязнь пауков.
Ачлуофобия - боязнь темноты.
Батмофобия - боязнь лестниц и крутых склонов.
Ботанофобия - страх перед растениями.
Верминофобия - страх перед микробами.
Гамофобия - боязнь брака.
Гидрофобия - страх воды.
Гинофобия - боязнь женщин.
Глоссофобия - страх выступать публично.
Дентофобия - страх перед стоматологами.
Зоофобия - страх перед животными.
Инсектофобия - страх перед насекомыми.
Йатрофобия - страх врачей.
Клаустрофобия - страх замкнутых пространств.
Ксенофобия - боязнь незнакомых или иностранцев.
Лилапсофобия - боязнь торнадо и ураганов.
Локайофобия - страх перед родами.
Мизофобия - боязнь грязи и микробов.
Микрофобия - боязнь малых вещей.
Некрофобия - страх смерти и вещей умерших.
Ноктифобия - страх перед ночью.
Обезофобия - страх потолстеть.
Птеромерханофобия - страх перед полетами.
Сколайонофобия - боязнь школы.
Социофобия - страх социальной оценки.
Тачофобия - боязнь скорости.
Тонитрофобия - боязнь грома.
Филофобия - боязнь любви.
Фобофобия - боязнь фобии.
Хемофобия - боязнь крови.
Хромофобия - боязнь цвета.
Цинофобия - боязнь собак.
Чайонофобия - страх перед снегом.
Элерофобия - страх перед кошками.
Энтомофобия - страх перед насекомыми.
Эфебифобия - страх перед подростками.
Порой к психотерапевтам и психиатрам обращаются родственники людей, которые годами не выходят из дома, опасаясь самых тривиальных вещей.
Фобий существует огромное множество: от широко известных благодаря литературе и кинематографу - боязнь замкнутых или, наоборот, огромных помещений (клаустрофобия и агорафобия) - до крайне странных, встречающихся в единичных случаях, как, например, боязнь молока.
Как выяснили психологи-исследователи, городские жители более подвержены фобиям, нежели обитатели сельской местности, как и многим другим тревожным расстройствам. Горожане боятся самых разных вещей: метро, улиц, широких пространств и замкнутых помещений, запахов корицы, разнообразных цветов; яркого света или - наоборот - ночной темноты, электроприборов, ножей, высоты, глубины, толпы, грызунов, преступников, представителей правопорядка, женщин с пустым ведром, компьютеров, микробов, моющих средств и других химикатов, насекомых, автомобилей, рабочих в желтых жилетах и многого другого - список поистине бесконечен.
Фобия возникает на основе негативного опыта, порой даже не пережитого, а подсмотренного в кино или внушенного родителями (например, ужас перед грязью). Первые несколько раз, повторяясь, ситуация закрепляется и перерастаёт в нечто большее. Основное проявление фобии - избегание и навязчивость.
Человек всячески пытается избегать ситуаций, связанных с его фобией, однако мысль об угрозе, тем не менее, постоянно крутится у него в голове и не исчезает даже при создании условий, в которых она в принципе невозможна.
В литературе встречаются упоминания так называемых гейсов - запретов воинов, а также широко известны табу, встречающиеся во многих местах. Это несколько разные вещи, однако их объединяет одно: запрет нельзя нарушать. Например, прикасаться к священному камню. Если табу преступить, то того, кто это сделает, ждет страшное наказание или даже смерть. Аналогичная вещь происходит и в случае фобии, в чём и кроется её опасность: если человек очень боится заболеть, поев из недостаточно отмытой от моющих химикатов посуды, то скорее всего однажды он таки заболеет, просто поверив в то, что посуда была с остатками хим - средств.
Узнать обладателей фобии довольно легко: их избегающее поведение, как правило, лежит за пределами здравого смысла. Боящихся химических и органических продуктов преследует запах опасных с их точки зрения веществ. Люди с пунктиком по части грязи и микробов моют квартиру по два раза в день, причем с хлоркой или другими сильно пахнущими средствами. Опасающиеся насекомых шарахаются от каждой точки на экране монитора или на скатерти. И это далеко не относится к большинству чистоплотных и любящих чистоту и порядок людям.
Обычно к подобному поведению добавляется четко проработанная теория: почему, скажем, обход автомобиля по левой стороне имеет смысл. Также довольно часто обладатели фобий коллекционируют легенды о нарушивших запрет или просто страшные истории по своей "любимой" теме. Они лучше любого статистического комитета перечислят случаи, когда бродячие собаки загрызали детей, а на вопрос, откуда им это известно, ответят: "Ну это ведь все знают!" На самом же деле сознание обладателя фобии чрезвычайно восприимчиво к пугающему раздражителю и автоматически фиксирует все, что с ним связано, а также все, на него похожее.
Страхи порой перерастают в тяжелые расстройства, мешающие человеку работать, учиться, а то и просто выходить из дому и выпускать из него своих детей и близких. К тому же фобии могут быть "заразны": уровень критичности восприятия к словам близких людей, как правило, снижен, особенно у детей, и они начинают разделятв навязчивые опасения. Например, от матерей к дочерям передается боязнь сквозняков для новорожденных - страх, не имеющий смысла в современных условиях, когда есть антибиотики, и простуда младенца, как правило, не перерастает в смертельное еще сто лет назад воспаление легких.
Разумеется, в запущённом случае, когда фобия перешла в тяжелую клиническую стадию (такое бывает, например, когда близкого человека убивают), помочь справиться с ней может только специалист, однако в более легких ситуациях есть и более простые решения: в психотерапии, допустим, успешно работает метод положительного якоря: когда на негативный раздражитель методом внушения или самовнушения накладывается позитивный. Успешно работает и метод преодоления, однако он требует большого мужества от человека.
Метод якоря проще - при боязни автомобилей можно брать с собой в поездку любимую шоколадку и съедать кусочек после каждого километра. В экспериментах также использовали постепенное приближение: не сразу садиться в салон, а, например, вознаграждать себя за простое приближение, потом - за прикосновение, и - наконец - за то, что оказались внутри.
Метод преодоления широко описан в литературе, особенно преодоление боязни высоты. При этом требуется сильная мотивация: например, любовь красивой девушки или высокая зарплата. Тогда человек, страдающий от фобии, идет ей навстречу: не избегает грязи, а валяется в ней, забирается на самое высокое здание в городе и смотрит с него вниз, заводит себе паука в квартире и тому подобное. Возможно, не сразу, но постепенно от фобии удается избавиться. Дополнительным стимулом в ее преодолении в данном случае является чувство победы и собственной силы. Главное - не потерять границ реальности и не перевести лечение в иную болезнь: некоторые люди так заигрываются, что начинают заниматься экстремальным спортом или работать с экзотическими животными, где в постоянной проверке себя порой погибают или получают тяжелые травмы.
Однако самый главный шаг на пути преодоления фобии - признать её существование и начать бороться. После этого, как правило, всё остальное уже не так сложно.