Стигматы – знак Божий или знак Сатаны
Почти 750 лет на некоторых христианах появляются стигматы (греч. "укол", "рана") - знаки пыток и страданий Христа. Они бывают разные: могут иметь вид кровавых ран на ладонях и ступнях - словно в них забивали гвозди; или уколов или царапин на лбу, словно на голове был терновый венец. Также встречаются раны в виде кровавых полос на спине, похожие на следы от ударов кнута. Бытует мнение, что самые первые стигматы появились у святого Франциска Ассизского в 1224 году, во время праздника Воздвижения Святого Креста. По преданию, стигматы святой Франциск получил от пяти лучей света, исходящих от ангела, который явился христианину в видении. Согласно другой гипотезе, стигматы упоминаются в документах, которые относятся к первым годам христианства. Было лишь одно свидетельство тех времен, затем тысячу лет о появлении стигматов нигде не упоминалось. Так, в послании святого апостола Павла говорится, что Павел "после распятия Христа обрел раны, как и Иисус". Но эти слова Павла можно толковать как дословно (у Павла появились раны), так и образно.
Есть несколько гипотез о том, почему стигматы начали появляться только в начале этого тысячелетия. Первая из них гласит, что стигматы появляются из-за теологических споров в XI-XII веках. После раскола христианства в 1054 году на католическую и православную церкви, католики провозгласили так называемую "доктрину Воскресения", начали разрабатываться идеи человеческой природы Иисуса Христа. Утвердили новый праздник под названием Тело Христова, который должен был служить напоминанием о земной, телесной жизни Иисуса, от Рождества до распятия. В этот период снова появляются свидетельства о возникновении стигматов. Другая гипотеза связывает появление стигматов с экспрессивностью церковного искусства того времени. Были популярны весьма натуралистические, жестокие сцены, изображающие страсти Христовы, которые впечатляли и будоражили эмоции христиан. Ещё одна теория предполагает, что верующие (особенно женщины) чувствовали себя исключенными из таинства претворения хлеба и вина в теле кровь Христову. Эта обида подкреплялась общим мнением о коррумпированности церкви. Появление стигматов укрепляло мирян в мнении, что Христос таким образом дает верующим непосредственный контакт с Телом Христовым.
Французский медик XIX века Амбер-Гурбе описал около 300 случаев стигматизма, которые были основаны на письменных источниках и случаях, с которыми он сталкивался лично, но сообщений признаны сегодня недостоверными. Он был рьяным католиком и создавал свой труд без критики. По современным данным, за последние 800 лет можно назвать 406 относительно достоверных случаев стигматизма. Большинство носителей стигматов были католиками (68 процентов), остальные - членам различных религиозных сект. Раньше стигматы появлялись преимущественно Италии, сегодня же среди носителей стигматов есть японцы, корейцы, по крайней мере, четыре американца, аргентинец, канадец. Многие верят, что стигматы - дар Божий. Есть мнение, что стигматы — это знак сатаны. В католической церкви есть течение, которое провозглашает святым отца Пио итальянского священника, носителя стигматов. Существует легенда, что отца Пио мгновенно перемещался за тысячи километров из одной точки планеты в другую. Случаи чудесных исцелений, творимых отцом Пио, по мнению его последователей, доказывают, что он — посланник Бога. Ватикан с недоверием относится к фактам появления стигматов. По правилам, чтобы церковь могла причислить стигматика к лику святых, нужно, чтобы прошло некоторое время со дня его смерти (до 100 лет).Священники и медики, назначаемые Ватиканом, исследуют все случаи появления стигматов.
Церковь признает, что стигматы могут появляться на людях и иметь чудесную или необъяснимую природу, однако в большинстве случаев, по мнению церковных экспертов, источник появления стигматов следует искать психиатрам: многие носители стигматов обладают выраженными признаками истерии, ряде случаев у стигматиков отмечалось наличие различных клинических синдромов, склонности к самоистязанию, экстремально низкая самооценка. Некоторые объясняют происхождение своих ран контактом с НЛО, например, итальянец Джорждо Бонджованни связывает происхождение своих стигматов встречей с инопланетянами. Возможно, эти люди сами себе наносят раны, но на самом деле стигматизм — это более сложное явление. Большинство стигматиков не помнят, каким образом у них появились раны. Известен факт, что стигматы, появляются на теле в тех же самых местах даже после лечения. Доктор Марко Марнелли из Италии проверил это на Ло Бьянко, и когда стигматы начинали проступать на ее теле, Ло Бьянко впадала в транс и видела в этом состоянии четки и крест. Отец Пио видел в трансе самого себя. У американки Этель Чапмен стигматы в виде следов от гвоздей на ладонях, когда она бывает в трансе, ей снятся сны о собственном распятии.
Последователи рационального мышления считают, что стигматы основаны на психосоматике. Простые же верующие считают носителей этих знаков избранниками Бога. Это подкрепляется легендами о сверхвозможностях некоторых стигматиков, хотя при проверке эти факты легко объяснимы.
Эксперты и от науки, и от церкви утверждают, что однозначно относиться к стигматизму нельзя. Это сложный феномен, в котором что-то можно объяснить, а во что-то нужно просто поверить.
Святой Франциск совершил много добрых дел и чудес. Но самое чудесное событие в его жизни -это стигматы. Страдание давно сопутствовало Франциску. Епитимьи, невзгоды, нищенство, усталость от проповеднической деятельности, ночевки на голой земле и отвратительное питание - все это отразилось на его здоровье, которое и без того не было богатырским. Его зрение ухудшалось с каждым днем. Глаза - нежные черные глаза, которые говорили о Боге - окаймлялись кровью из-за неизлечимой восточной болезни. Братья и кардиналы убедили его прибегнуть к лечению: они напомнили ему о долге по отношению к телу, братцу ослу, как он его называл, и Франциск покорно подверг себя лечению железом и огнем, причиняющему во сто крат более острую боль, нежели сам недуг. И все-таки он не жаловался. Больше того, в последние годы, когда от него оставались кожа да кости, на руках и ногах горели стигматы, прогрессировали болезни печени, селезенки, желудка, от которых целыми днями его рвало кровью, - он называл болезни своими сестрами.
Шли дни... Ослабевшее от поста тело и душа, уставшая от раздумий и плача, требовали хотя бы небольшого отдыха, и святой Франциск стал молитвенно размышлять о рае, бесконечной славе и ликовании блаженных. Он умолял Бога показать ему хотя бы краешек этого блаженства. И тогда в солнечном ореоле ему явился Ангел. В левой руке он держал скрипку, в правой - смычок. Святой Франциск в изумлении смотрел на него, и Ангел один раз провел смычком по струнам, один единственный раз. Это была одна нота, но настолько божественная, что Франциск на время утратил способность что-либо ощущать в этом мире. Если бы Ангел сделал еще одно движение смычком, душа святого отделилась бы от тела из-за невыносимой сладости, ведь мы, люди, так устроены, что, невероятно стойко перенося любую боль, от удовольствия сразу же размягчаемся и ломаемся.
Из глубины ослепительно сияющих небес к Франциску спустился Серафим о шести огненных крыльях. Два крыла соединялись на голове и простирались вниз, два другие покрывали все тело, и еще два были раскрыты в полете. И в этой божественной птице молнией блистал Иисус. Святой созерцал необыкновенное явление, и в его сердце поднималось как счастье от лицезрения Господа, так и скорбь от того, что он видел Его распятым. Тем временем чудесный жар наполнял его душу и проникал в тело, отзываясь острой пульсирующей болью в ногах, руках, ребрах, и голос говорил ему: "Знаешь ли ты, что Я с тобой сделал? Я даровал тебе стигматы, зримые знаки Моих страстей, дабы ты был Моим хоругвеносцем".
Крылатый Серафим исчез, ушла боль. Прошло немало времени, прежде чем святой Франциск пришел в себя и почувствовал, что его руки мокры, а из-под ребер с левой стороны груди стекает горячая струйка. Он посмотрел: это была кровь. Он попытался встать - но не удержался на ногах. Он сидел на земле, и деревья приветливо простирали над ним густую зеленую крону. Он посмотрел на руки, на ноги и увидел, что они пронзены гвоздями, черными, будто из железа, с большими круглыми шляпками, вколоченными в ладони и ступни. Он распахнул рясу и оглядел левую сторону груди, где боль проникала в самое сердце, и нашел там рану, словно от удара копьем, открытую, красную и кровоточащую. Это и были стигматы, о которых говорил Серафим. Значит, его мольбы были услышаны! Любовь превратила его в Любимого, потому что человек становится тем, кого любит. У итальянского монаха отца Пио в 1918 году появились стигматы после видения, в котором ему явился Иисус, это было во время праздника, посвященного св. Франциску. После видения кисти, ступни и грудь Пио начали обильно кровоточить. Врач, осмотрев отца Пио, сказал, что никогда не видел ничего похожего. Нам остаётся только гадать.